Профилактика профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - "плата за сочувствие". Оно характерно для всех помогающих профессий, в которых есть:

- высокая коммуникативная нагрузка,

- межличностные "человечные" отношения между консультантом и клиентом,

- много внимания в ходе коммуникации уделяется процессу, не только результату,

- идет партнерское взаимодействие с клиентом на основе принципа win-win.

Профессиональное выгорание возникает от "интоксикации людьми", то есть от перегрузки профессиональным общением. Каждая встреча с клиентом оставляет в нас свой след. Копится опыт, копятся впечатления, эмоции, "послевкусие" от каждого общения. И не всегда позитивные. На специалистов помогающих профессий выливается такой поток чужих страхов, несбывшихся ожиданий, разочарований, травм, горя, тревоги, что переработать весь этот объём своими внутренними силами сложно.

На переработку тратятся значительные внутренние ресурсы. Но напоить другого можно только из сосуда, в котором есть, чем делиться.

Не всегда и не все осознают, где пора остановиться, и новички, и маститые специалисты. Это вообще наша склонность - спасать других, даже за счёт себя.

Ну, и если о себе не заботиться, рано или поздно кувшин опустеет.

«Пока справляюсь» - это не очень продуктивный вариант. Потому что, когда наступит момент Х, то его а) легко пропустить, оно ж постепенно накатывает, а не сразу, б) выгрести из-под нуля сильно сложнее, чем его предотвратить.

Если у нас нет места, где мы можем экологично утилизировать разрушающие эмоции в безопасном кругу, рано или поздно наш внутренний сосуд оказывается заполнен почти до краёв чужими эмоциями и опустошенным для нас самих («ресурс исчерпан»).

И тогда может хватить одной искры, чтобы произошёл взрыв. Или накопленный груз начинает «сочиться» - окрашивать все общение и с клиентами, и с близкими, и с детьми... Тогда говорят о том, что специалист выгорел. Качество помощи и удовольствие от работы снижаются. Приток отрицательных эмоций усиливается, а ресурса на его переработку нет. С примерами такого выгорания мы все, увы, наверно сталкивались в среде врачей.

Одним из эффективных способов профилактики профессионального выгорания является ресурсная группа.

Опросник для оценки риска профессионального выгорания:

Ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы:

1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?

2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?

3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу?

4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей?

5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?

6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?

7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (то есть обладать чем-либо или испытывать себя)?

8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?

9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса?

12. Трудно ли вам посмеяться над собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на встрече, собрании, не выступить на нем?

15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, близких), стремиться к достижению поставленных ими целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

Подсчет результатов: присвойте 1 балл каждому ответу «да» и 0 баллов каждому ответу «нет», подсчитайте сумму баллов.

Интерпретация результатата: если вы набрали больше 10 баллов – вы находитесь в зоне риска профессионального выгорания.


Авторы: И.В.Добряков, Л.М.Фаерберг