Развитие эмпатии

Балитовская группа способствует развитию эмпатии как основы плодотворных профессиональных отношений с коллегами и клиентами.
Обычно с эмпатией к другим у помогающих специалистов все в порядке, профессия, знаете ли, обязывает. Начиная с обучения у помогающих специалистов много возможностей для тренировки понимания потребностей партнера по общению и передачи ему этого понимания через позитивные сообщения. Иметь высокий уровень эмпатии для специалистов такого профиля, это, практически, правило хорошего тона.
В этом случае группа особенно полезна новичкам. За счет постоянной практики идентификации с участниками различных случаев, исследуемых на группе, развивается навык идентификации с другим человеком, прочувствования того, что чувствует другой участник коммуникации, сопереживание, сочувствие и симпатия вне зависимости от общности или разности мировоззрений.
Во время коллективного разбора случаев перед каждым из участников предстает спектр иных мнений, при этом сама специфика атмосферы группы настраиваем на их восприятие как ценного дополнения общей картины. Из различных мнений как из кусочков мозаики создается полная картина, каждое мнение вносит в нее нечто отсутствующее, даже если кажется первоначально чужеродным и неуместным. Такая регулярная коллективная работа позволяет достичь глубокого и точного понимания чувств другого человека, научиться мысленно воссоздавать его переживания, ощущать их как собственные.
А что же может дать группа в плане развитии эмпатии опытным специалистам?
В ходе групповых обсуждений тренируется навык отслеживания слияния на уровне «специалист-клиент», переноса своих чувств на клиента и проекции чувств клиента на свою личность, тренируется осознание процессов переноса и контр-переноса, возникающих во время отношений и сознательного управления данными процессами, хотя сама по себе группа и не ставит таких задач. Побочный эффект. Это уже уровень ювелирной работы над эспатией.
Но есть и еще более важная вещь – это навык тренировки самоэмпатии.
Помогающие специалисты за годы парктики привыкают жить чувствами другого человека. За этим стремлением помочь часто теряется вторая полноценная половина эмпатии – самоэмпатия (или аутоэмпатия).
Самоэмпатия – это осознание и выражение своих чувств, «доброе любопытство к себе». Именно самоэмпатия помогает быстрее восстанавливаться и черпать силу во внутреннем источнике.
Тестов на эмпатию в интернете много, можно воспользоваться любым из них (ниже – один из самых распространенных в отечественной психологии – методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко), а вот тест на самоэмпатию я не нашла ни одного. Это неудивительно, так как само понятие самоэмпатии появилось относительно недавно с трудов Розенберга.
Отчасти, навык самоэмпатии можно опредлеить по большому опроснику самоактуализации личности (САТ), обратив внимание на шкалы сензитивности, самопринятия и самоуважения.

Тест на эмпатию Бойко
Инструкция к тесту-опроснику Бойко.
Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями (ответ "да" или "нет").
Тестовый материал (вопросы).
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклоннос­ти, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозно­сти, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потре­буется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родствен­ную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понима­ния окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру дру­гой личности — бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне лю­дей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо живот­ным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то долж­но случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стара­юсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу пра­вильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым челове­ком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”.
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, ко­торые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно бесе­довать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура — поэтическая, художествен­ная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятно­стях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так силь­но огорчать людей
Ключ к тесту.
Подсчитывается число правильных ответов по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, —13, +19, +25, -31;
2. Эмоциональный канал эмпатии: —2, +8, —14, +20, -26, +32;
3. Интуитивный канал эмпатии: —3, +9, +15, +21, +27, -33;
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, —10, -16, -22, -28, -34;
5. Проникающая способность в эмпатии: +5, —11, -17, -23, -29, -35;
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Интерпретация результатов.
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии.
Нормы теста Бойко на уровень эмпатии.
Суммарный показатель теоретически может изменяться и пределах от 0 до 36 баллов.
30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;
29-22 — средний;
21-15 — заниженный;
менее 14 баллов — очень низкий.
Дополнительно в данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций (шкал). Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя — уровня эмпатии.
Рациональный канал эмпатии характеризует направ­ленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состо­яние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуи­тивного отражения партнера. В рациональном компонен­те эмпатии не следует искать логику или мотивацию ин­тереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способ­ность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоцио­нальная отзывчивость в данном случае становится сред­ством “вхождения” в энергетическое поле партнера. По­нять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том слу­чае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль свя­зующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведе­ние партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать лич­ных контактов, считает неуместным проявлять любопыт­ство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умо­настроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, раз­личные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, заду­шевности. Каждый из нас своим поведением и отношени­ем к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партне­ра содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, не­естественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.